МКОУ
"СОШ № 12"
Суббота, 27.04.2024, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Правовое воспитаниеРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие правовой грамотности и правосознания граждан

Под правовой грамотностью понимается общее знакомство граждан с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. 

Правовая грамотность гражданина РФ включает:

1. Знание гражданином основных законов РФ;

2. Знание гражданином основных принципов, на которых строится государственная система РФ;

3. Осведомлённость гражданина о своих правах и обязанностях;

4. Сформированность у гражданина понятия ответственности за свои поступки перед законом и обществом.

Правовая грамотность предполагает, что гражданин осведомлён о своих правах и обязанностях, основных нормативно-правовых актах, умеет проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных документов, знаком с сущностью понятий законодательных документов, умеет применять свои правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, владеет навыками защиты своих прав.

Правовая грамотность необходима каждому гражданину вне зависимости от возраста и социального статуса.

Указом Губернатора Ульяновской области от 13.01.2021г. № 2 "Об утверждении Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области" утверждена Программа развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области.

Целью программы является создание и развитие условий для повышения уровня правовой грамотности и формирования позитивного типа правосознания и поведения граждан в Ставропольском крае.

Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в Российской Федерации требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Динамичное обновление законодательства Российской Федерации выдвигает задачу повышения правовой культуры населения, проявляющейся как в законопослушании, так и в правовой активности, что требует освоения широкого и сложного комплекса правовых знаний.

В современных условиях роль закона в системе социальных регуляторов играет ключевую роль. В свою очередь, недостаточный уровень правовых знаний является серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.

Успешное решение экономических, социальных и политических задач невозможно без повышения уровня правовой грамотности общества в целом, воспитания у каждого гражданина уважения к закону, пропаганды и разъяснения необходимости исполнения гражданами своих обязанностей, поэтому в Ставропольском крае развитие правовой грамотности и правосознания граждан является важным направлением деятельности государственных органов Ставропольского края.


Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме
Обзор значимых мероприятий, законопроектов, правовых актов, иной информации для органов местного самоуправления
Должна ли управляющая компания устранять строительные дефекты крыши в МКД, разобрался ВС РФ
В какой суд и в какой срок обращаться потребителю для защиты своих прав?
Обязанность по обустройству контейнерной площадки для МКД
ФАС напомнила, когда не считаются интернет-рекламой сведения о товарах разных изготовителей
В рамках плана совместных проектов Министерства просвещения Российской Федерации и Российского общества «Знание» в 2023 году в период с 04 по 06 ноября 2023 года пройдет Федеральный просветительский марафон Знание.Первые (далее - Марафон).
Ввиду высокой социальной значимости Марафона необходимо привлечь обучающихся старших классов общеобразовательных организаций к участию в Марафоне. Зарегистрироваться можно до 20 октября 2023 года в двух форматах:
  • онлайн-участие;
  • офлайн-участие.

Мультипликационный ролик "Береги свои персональные данные" http://34.rkn.gov.ru/directions/p1286/p19745/
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56b8853a08017/klassnyie-chasy-po-profilaktikie-pravonarushienii-sriedi-niesoviershiennolietnikh_2.jpeg
Мы в ответе за свои поступки
Правовой брейн-ринг
Деловая игра: "Закон на нашей земле"
Правила поведения на улицах и дорогах
Правонарушение, преступление и подросток
Проступок, правонарушение, преступление



Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Задачи правового воспитания школьников

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.
Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.
Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:

  • связь с повседневной жизнью;
  • научный характер;
  • яркость и образность;
  • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

Правовое воспитание в школе

Содержание воспитания

Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Критерии сформированности правовой культуры

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение – передача, накопление знаний;
  • пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.
Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы  обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная  цель воспитания старших школьников  – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

  • усвоения знаний о праве;
  • организованного просвещения;
  • участия в правоохранительной деятельности;
  • работы с родителями.
Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.
Причины нарушения закона среди молодежи

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024