Развитие правовой грамотности и правосознания граждан
Под правовой грамотностью понимается общее знакомство граждан с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона.
Правовая грамотность гражданина РФ включает:
1. Знание гражданином основных законов РФ;
2. Знание гражданином основных принципов, на которых строится государственная система РФ;
3. Осведомлённость гражданина о своих правах и обязанностях;
4. Сформированность у гражданина понятия ответственности за свои поступки перед законом и обществом.
Правовая грамотность предполагает, что гражданин осведомлён о своих правах и обязанностях, основных нормативно-правовых актах, умеет проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных документов, знаком с сущностью понятий законодательных документов, умеет применять свои правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, владеет навыками защиты своих прав.
Правовая грамотность необходима каждому гражданину вне зависимости от возраста и социального статуса.
Указом Губернатора Ульяновской области от 13.01.2021г. № 2 "Об утверждении Программы развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области" утверждена Программа развития правовой грамотности и правосознания граждан в Ульяновской области.
Целью программы является создание и развитие условий для повышения уровня правовой грамотности и формирования позитивного типа правосознания и поведения граждан в Ставропольском крае.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в Российской Федерации требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
Динамичное обновление законодательства Российской Федерации выдвигает задачу повышения правовой культуры населения, проявляющейся как в законопослушании, так и в правовой активности, что требует освоения широкого и сложного комплекса правовых знаний.
В современных условиях роль закона в системе социальных регуляторов играет ключевую роль. В свою очередь, недостаточный уровень правовых знаний является серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
Успешное решение экономических, социальных и политических задач невозможно без повышения уровня правовой грамотности общества в целом, воспитания у каждого гражданина уважения к закону, пропаганды и разъяснения необходимости исполнения гражданами своих обязанностей, поэтому в Ставропольском крае развитие правовой грамотности и правосознания граждан является важным направлением деятельности государственных органов Ставропольского края.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме
Обзор значимых мероприятий, законопроектов, правовых актов, иной информации для органов местного самоуправления
Должна ли управляющая компания устранять строительные дефекты крыши в МКД, разобрался ВС РФ
В какой суд и в какой срок обращаться потребителю для защиты своих прав?
Обязанность по обустройству контейнерной площадки для МКД
ФАС напомнила, когда не считаются интернет-рекламой сведения о товарах разных изготовителей
В рамках плана совместных проектов Министерства просвещения Российской Федерации и Российского общества «Знание» в 2023 году в период с 04 по 06 ноября 2023 года пройдет Федеральный просветительский марафон Знание.Первые (далее - Марафон).
Ввиду высокой социальной значимости Марафона необходимо привлечь обучающихся старших классов общеобразовательных организаций к участию в Марафоне. Зарегистрироваться можно до 20 октября 2023 года в двух форматах:
- онлайн-участие;
- офлайн-участие.
Мультипликационный ролик "Береги свои персональные данные" http://34.rkn.gov.ru/directions/p1286/p19745/
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Мы в ответе за свои поступки
Правовой брейн-ринг
Деловая игра: "Закон на нашей земле"
Правила поведения на улицах и дорогах
Правонарушение, преступление и подросток
Проступок, правонарушение, преступление
Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.
Задачи воспитания
Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:
- добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
- воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
- формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
- формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.
Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.
Особенности школьного воспитания
В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.
Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.
Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.
В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.
Необходимо соблюдение некоторых принципов:
- связь с повседневной жизнью;
- научный характер;
- яркость и образность;
- ориентация на укрепление законности, правопорядка.
Содержание воспитания
Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.
Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:
- на повышение личностного уровня правовых знаний;
- формирование уважения к праву;
- соблюдение правомерного поведения;
- развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.
Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:
- знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
- уважение к праву, законности;
- умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
- выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
- невосприимчивость к любого рода противоправным формам.
Формы работы разделяются на следующие группы:
- обучение – передача, накопление знаний;
- пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
- наглядная информация;
- воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
- профилактика противоправного поведения, коррекция;
- самовоспитание.
Наиболее применяемые формы:
- Тематические классные часы;
- Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
- Встречи с сотрудниками государственных структур;
- Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
- Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
- Игры;
- Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
- Агитбригады;
- Театрализованные представления, форум-театр;
- Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
- Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
- Консультации учащихся по различным вопросам;
- Просвещение родителей;
- Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.
Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.
Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.
Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.
Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.
Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе
Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.
Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.
Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.
Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.
Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.
Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.
Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.
Правовая культура старшеклассников
Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.
Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:
- усвоения знаний о праве;
- организованного просвещения;
- участия в правоохранительной деятельности;
- работы с родителями.
Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.
Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.
Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.
|